Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати
Сайт отдела дистанционного обучения

ҚАЗ. РУС.
ГЛАВНАЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС МООК ОТДЕЛ ДО ПОРТАЛ СТУДЕНТА
АБИТУРИЕНТУ СТУДЕНТУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ОБЪЯВЛЕНИЕ

ВНИМАНИЕ СТУДЕНТАМ, обучающимся по дистанционной технологии обучения!

Скачать учебно-методические материалы и просмотреть итоги сессии можно на   ПОРТАЛЕ


Стоимость обучение на 2019-2020 учебный год

Заочная форма обучения на базе послевузовского образовани – 200 000 тг

Заочная форма обучения на базе послесреднего образования  – 190 000 тг


НОВОСТИ ТарГУ

  • В ТарГУ прошло соревнование по легкой атлетике
  • СИЛЬНЫЙ ДУХОМ
  • НЕ ТЕРЯЮТ СВОЮ АКТУАЛЬНОСТЬ
  • 30 АУДИТОРОВ УНИВЕРСИТЕТА - СЕРТИФИЦИРОВАНЫ!

  • ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ

    Здравствуйте,можно поговорить с человеком с приемной комиссии, дайте мне номер, я сама позвоню?
    Здравствуйте,можно поговорить с человеком с приемной комиссии, дайте мне номер, я сама позвоню?
    Здравствуйте. В приемную комиссиию выможете позвонить по номеру тел: 45-73-92, 45-22-35. X
    Сәламатсыздарма.сұрак;Мен озбекистан азаматымын.юридическии факултетине окиын деп едим.оту баллы кан
    Сәламатсыздарма.сұрак;Мен озбекистан азаматымын.юридическии факултетине окиын деп едим.оту баллы канша,жылына канша акша толеу керек,кандаи документер керек.рахмет.
    Сәлематсыз ба. Егер –шет ел азаматы болып, ұлтыңыз қазақ болған жағдайда мемлекеттік грантқа қытыса аласыз, ол үшін сіз 10 мамыр мен 5 маусым аралығында өтініш беріп, тесттен жоғары балл жинаған жағдайда, гранқа түсе аласыз. Ал, шетел азаматтарын ақылы негізде жоғары оқу орындарына қабылдау жоғары оқу орындарының қабылдау комиссиялары өткізетін әңгімелесу нәтижелері бойынша жүзеге асырылады. Шет тілінде берілген құжаттардың мемлекеттік немесе орыс тіліндегі нотариалды куәландырылған аудармасы болуы тиіс. Шетелдік білім беру ұйымдары берген білім туралы құжаттар адамдар оқуға қабылданғаннан кейін оқудың бірінші семестрі ішінде заңнамада белгіленген тәртіппен нострификациялау рәсімінен өтеді. МЕМЛЕКЕТТІК ГРАНТ ?ШІН ТЕСТ СЫНАҒЫНА ҚАТЫСУҒА КЕРЕКТІ ҚҰЖАТТАР: белгіленген үлгідегі бланкіде өтініш; аттестат немесе кәсіптік бастауыш немесе орта кәсіптік оқу орнын аяқтағаны туралы диплом (түпнұсқасы); 086-У нысанындағы медициналық анықтама; тест сынағына өткізуге қажетті ақыны төлегені туралы түбіртек; 3х4 көлеміндегі 2 фотосурет; жеке басын куәландыратын құжаттың көшірмесі. АҚЫЛЫ НЕГІЗДЕ ҚАБЫЛДАНАТЫН ҚҰЖАТТАР ТІЗІМІ: өтініш; аттестат немесе кәсіптік бастауыш немесе орта кәсіптік оқу орнын аяқтағаны туралы диплом (түпнұсқасы); мемлекеттік сертификат (ҰБТ немесе КТ); 086-У нысанындағы медициналық анықтама; 3х4 көлеміндегі 6 фотосурет; келісім шарт 2 дана; жеке басын куәландыратын құжаттың көшірмесі, ИИН; 25% оқу төлем ақысын төлегені туралы түбіртек. X
    Қайырлы күн Алматы қаласынан мен КАЗНАУ дың жергеорналастыру мамандыгын битиргем енди маган сырттай
    Қайырлы күн Алматы қаласынан мен КАЗНАУ дың жергеорналастыру мамандыгын битиргем енди маган сырттай магистратураға бирак су ресурстарына тапсыру керек! Сіздерге кояр сурагым сиздерге тапсыруга болама сырттай барса және багасы неше? Рахмет!!!
    Сәлематсыз ба. Магистратураны сырттай оқуға рұқсат жоқ. 2018-2019 оқу жылында магистатурада оқушыларға төлем ақы: 1 жылдық үшін-396000тг, 2 жылдык үшін- 357000тг. болды. Биылғы оқу жылының төлем ақысы әлі белгісіз. X
    Здравствуйте,у вас есть заочно физкультурн.че стоит и сколько учится?
    Здравствуйте,у вас есть заочно физкультурн.че стоит и сколько учится?
    Здравствуйте. Заочная форма обучения по специальности Физическая культура и спорт: на базе послесреднего образования - 3,5 года на базе послевузовского образовани - 2,5 года X

    Контактная информация

    Приемная комиссия:
    г.Тараз, ул.Толе би, 60
    тел: 8 (7262) 45-73-92, 8 (7262) 45-22-35.
    Кабинет методистов:
    тел.: 8 (7262) 51 87 51
    Отдел дистанционного обучения:

    тел.: 8 (7262) 45 36 39
    Email: cdo@tarsu.kz
    МООК

    Аналитическая справка по массовым открытым онлайн курсам (МООК)

    Разработчики:

    Туленбаев Ж.С. – д.т.н., профессор, начальник отдела дистанционного обучения,

    Беглерова С.Т. – к.т.н., руководитель сектора администрирования учебного процесса по ДОТ отдела дистанционного обучения,

    Тучина Е.А. – магистр технических наук, инженер программист отдела дистанционного обучения.

                Аналитическая справка рассмотрена на заседании отдела дистанционного обучения,

     протокол №_2_, от «_7_» __октября__2016 год.

    Содержание

    1 Введение в открытые образовательные ресурсы

    1.1. Определение ООР

    2 ООР и права интеллектуальной собственности

    2.1 Открытые лицензии

    Свободное программное обеспечение

    Creative Commons

    2.2. Практика применения Creative Commons

    3 ООР и открытые учебные курсы

    3.1. Особенности электронных учебных курсов

    Участники образовательного процесса с использованием ООР

    Отличия электронных учебных курсов

    Активные web-сервисы ООР

    3.2. Типы электронных курсов и ресурсов

    3.3. Основные элементы ООР

    Программа курса

    Учебное пособие или курс лекций

    Презентации

    Видео-лекции

    Тесты

    Практикум

    Дополнительные элементы

    3.4 Тенденции в создании открытых образовательных курсов университетов

    4 Путеводитель по ООР

    4.1. Разработчики открытых образовательных ресурсов

    Университеты

    Международные организации

    Компании

    4.2. Операторы открытых образовательных ресурсов

    Национальные операторы ООР

    Международные операторы ООР

    4.3. Электронные библиотеки

    4.4. Поиск открытых образовательных ресурсов

     

    1 Введение в открытые образовательные ресурсы

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, который открывает доступ к многообразным источникам информации, представленным в различных форматах. Количество веб-страниц достигло десятков миллиардов, и студентам и преподавателям становится все сложнее выбирать нужные им источники образовательной и научной информации среди возрастающего многообразия информационных ресурсов.

    С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по распространению в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР). Поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни и обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования (Форум ЮНЕСКО "Влияние открытых образовательных курсов на высшее образование в развивающихся странах", 1-3 июля 2002 г.). За прошедшее десятилетие движение по созданию, развитию и продвижению открытых образовательных ресурсов получило широкое распространение во многих странах мира: университеты все чаще открывают доступ к своим учебным и научным материалам, создание и развитие открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном и международном уровнях.

    Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5- 8 июля 2009 г., Париж), посвященная изучению основных направлений и новых тенденций развития высшего образования в XXI веке, выделила следующие основные тенденции:

    • принципиальные изменения роли и функции университетов;
    • пересмотр требований к обучению на протяжении всей жизни;
    • усиление контроля качества, аккредитации и признания квалификации на национальном и международном уровнях.

    Подчеркнута необходимость поддерживать более полную интеграцию ИКТ и продвигать дистанционное обучение, чтобы соответствовать возрастающим требованиям к качеству высшего образования в перспективе обучения в течение всей жизни (Life Long Learning). Увеличивающиеся темпы развития технологий поставили новые задачи, которые высшее образование, правительство и промышленность должны решать совместно, чтобы накапливать опыт, развивать законодательную базу и делиться положительным опытом. Особое внимание было уделено необходимости обеспечения доступности качественного образования, особенно открытых образовательных ресурсов.

    20-22 июня 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам (World Open Educational Resources Congress), в работе которого приняла участие российская делегация, в состав которой вошли представители Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Московского института открытого образования. Задачи конгресса 2012 года:

    • Демонстрация лучших мировых практик в области политики и инициатив по ООР, а также опыта экспертов по вопросам ООР
    • Оглашение Парижской декларации по ООР, призывающей правительства оказывать поддержку в разработке и применении ООР
    • Празднование 10-летней годовщины Форума ЮНЕСКО 2002 года, на котором был принят термин ООР.

    Конгресс собрал вместе Министров образования/развития человеческих ресурсов, руководителей правительственных структур, экспертов-практиков, исследователей, представителей образовательных учреждений и других заинтересованных сторон - всего более 400 участников, чтобы обсудить текущую ситуацию с ООР в разных странах, национальные политики в области ООР, достижения и проблемы, поделиться опытом успешных проектов и согласовать итоговую Декларацию. Поскольку Конгресс является частью масштабного глобального консультационного процесса, его предваряли шесть региональных политических форумов министров и официальных лиц стран Карибского бассейна, Латинской Америки, Европы, Африки, Азии и Арабских государств.

    На Конгрессе была принята Парижская декларация по ООР 2012 года, призывающая правительства оказывать поддержку в разработке и применении открытых образовательных ресурсов. Одним из важнейших результатов Конгресса, отмеченным в принятой Декларации, является то, что официальные представители стран-участниц пришли к соглашению о необходимости принятия такого законодательства, которое обеспечивало бы широкое введение в практику "открытых лицензий" - все, что создано бюджетными учреждениями или за бюджетные деньги (в частности, в рамках обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами и т.п.) должно быть общедоступно всем гражданам страны (мира) посредством размещения этих материалов на различных порталах ООР [1].

     

    1.1 Определение ООР

    Термин "открытые образовательные ресурсы" (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Принятое ЮНЕСКО определение гласит: "Открытые образовательные ресурсы – учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами" [2].

    Таким образом, открытыми образовательными ресурсами являются любые виды общественно доступных учебных и научных материалов, которые размещаются в соответствии с "открытыми лицензиями", позволяющими свободно использовать эти материалы любыми пользователями - копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы. За прошедшие десять лет в мире были созданы и размещены в Интернете тысячи коллекций, содержащих в открытом доступе миллионы образовательных ресурсов - лекционных курсов, электронных учебников, учебных и методических пособий, обучающих модулей, аудио- и видеоматериалов, тестов, компьютерных программ, а также других материалов, которые могут быть использованы для предоставления доступа к знаниям.

    Как отмечается в аналитической записке ИИТО ЮНЕСКО, изначальной причиной для развития ООР является, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей [3]. Большинство существующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями, убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых и распространению существующих знаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям (Open Access Publishing), стартовавшей несколькими годами ранее, ООР играют ключевую роль в реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунской декларации.

    Открытый образовательный ресурс может включать как отдельные и\или различные комбинации следующих элементов [4]:

    • полный электронный курс обучения
    • методические материалы
    • учебные модули
    • учебные пособия, практикумы
    • видео- и аудиоматериалы
    • тесты, контрольные задания
    • программное обеспечение
    • другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение (поддержку) доступа к знаниям.

    Концепция Открытых Образовательных Ресурсов возникла в 2001 году, когда Массачусетский Технологический Институт выступил с инициативой создания OpenCourseWare - Открытой Среды Курсов (MIT OCW) [5], позволяющей интернет-пользователям свободно использовать разработанные учебные материалы бесплатно. Один из основателей MIT OCW, профессор Лерман подчеркнул, что "продажа контента или другие способы его коммерциализации в современных условиях выглядят менее привлекательными, чем поиск путей для его свободного распространения" [6]. В 2002 г. Массачусетский технологический институт запустил сервер MIT OCW, став флагманом движения по созданию и распространению ООР.

    Инициативу Массачусетского Технологического Института спустя несколько лет поддержали влиятельные учебные заведения и организации Европы: Открытый Университет Великобритании, Открытый Университет Нидерландов и Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (The European Association of Distance Teaching Universities – EADTU). В 2005г. на базе MIT состоялась первая встреча участников созданного Консорциума "OCW Consortium". Сейчас в консорциум входят вузы из 50 стран, которыми разработано и размещено в свободном доступе более 13000 курсов по различным предметам.

    Участники проекта OpenCourseWare не считают, что раздаривают свои материалы, предоставляя к ним свободный доступ в сети Интернет. Напротив, разработчики ООР убеждены в том, что наличие открытых ресурсов актуально и необходимо для ответа на вызовы современного высшего образования.

    ООР необходимо рассматривать не только как модное явление в образовании, но, в первую очередь, как абсолютно обязательное направление для развития учебных заведений в частности и образования в целом. Расширение использования ООР все больше стирает грани между так называемым формальным и неформальным обучением, предлагает радикально новые подходы к распространению знаний. Это происходит как раз в то время, когда эффективное использование знаний становится ключевым фактором экономического успеха, как для индивидуумов, так и для институтов в целом. Проекты открытого образования дают возможность абсолютно бесплатного доступа к качественным образовательным ресурсам, находящимся в сети, и, таким образом, несомненно, способствуют расширению участия ООР в высшем образовании и дальнейшему продвижению образования.

    В качестве мотивации для производства, распространения и использования ООР можно выделить следующие основные факторы: технологические, экономические, социальные и правовые. Технологическими и экономическими факторами является улучшенная, более дешевая и более дружелюбная по отношению к пользователю инфраструктура, а именно: сеть, аппаратные и программные средства. Учебный контент становится дешевле создавать и в дальнейшем использовать. Появляются новые экономические модели и правовые соглашения по распределению и повторному использованию контента. В качестве социальных факторов отмечается возрастающая готовность разработчиков образовательного контента предоставлять свои ресурсы для их распространения в открытом доступе.

    Участники Всемирного конгресса по ООР в принятой ими Парижской декларации по ООР рекомендуют государствам в рамках своих возможностей и полномочий:

    • Повысить уровень осведомленности и использования ООР
    • Содействовать созданию благоприятных условий для использования ИКТ
    • Способствовать разработке стратегий и политики в области ООР
    • Распространять понимание и использование открытых лицензионных стандартов
    • Способствовать наращиванию потенциала для постоянной разработки качественных материалов обучения
    • Укреплять стратегические альянсы в области ООР
    • Способствовать разработке и внедрению ООР на различных языках и в разных культурных контекстах
    • Способствовать проведению исследований в области ООР
    • Облегчать поиск, получение и обмен ООР
    • Способствовать открытому лицензированию образовательных материалов, произведенных за счет государственного финансирования.

     

    2 ООР и права интеллектуальной собственности

    Понятие интеллектуальной собственности основано на том, что право определять формы, способы и технологии ее распространения и использования принадлежит ее обладателю. Предоставление прав на интеллектуальную собственность третьим лицам и уведомление об этом регулируется соответствующими лицензиями или документами (соглашение), дающими право на выполнение определенных действий. Однако в стремительно развивающемся информационном обществе получает все более широкое распространение практика предоставления интеллектуально собственности в открытый доступ.

    Одним из основных компонентов определения открытых образовательных ресурсов является следующий тезис: ООР должны быть "размещены в свободном доступе, либо выпущены под лицензией, разрешающей их свободное использование и модификацию". Открытые формы лицензирования способствуют продвижению ООР и открывают путь для их коллективного использования и переработки. Сегодня материалы в цифровом формате доступны через Интернет. Публикация ООР должна сопровождаться четким заявлением правообладателя об условиях использования этих ресурсов, а также о том, что их повторное использование, переработка и дальнейшее распространение ими приветствуются[2].

    Как отмечают эксперты [11] система авторского права, регулирующего отношения, связанные с созданием и использованием авторских произведений в сфере образования, науки и культуры, сложилась в условиях, когда для организации доступа к этим произведениям было необходимо тиражирование их физических копий (копирование) и распределение этих копий с использованием системы логистики и сбыта (распространение). В настоящее время система авторского права защищает прежде всего права тех лиц, которые занимаются этими двумя видами деятельности, а не авторов произведений. В новых условиях, складывающихся благодаря переходу на цифровые формы представления произведений и распространению широкополосного доступа в интернет, традиционная система авторского права стремительно устаревает и становится препятствием для развития образования и науки.

    Современное общество требует изменения модели реализации авторского права, создания набора эффективных механизмов передачи и распространения результатов интеллектуальной деятельности, в минимальной степени ограничивающего возможности правообладателя самостоятельно определять правовой режим передачи авторских и смежных прав от правообладателя к пользователю, включая вопрос его коммерциализации.

    Идея открытых ресурсов, предложенная Уили (Wiley, 1998), заключается в использовании "открытой лицензии для публикации" с тем, чтобы объекты интеллектуально собственности "...можно было воспроизводить и распространять как целиком, так и частично...".

    2.1 Открытые лицензии

    Тезис о том, что открытые образовательные ресурсы – это ресурсы размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку, несомненно, способствует продвижению ООР и открывает путь для коллективного использования и переработки образовательных ресурсов. Исторически концепции создания и использования ООР предшествовала идея разработки свободного программного обеспечения.

    Свободное программное обеспечение

    Свободное программное обеспечение (СПО) — программное обеспечение, в отношении которого пользователь получает права на неограниченную установку, запуск, а также использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование). Права пользователей СПО обеспечиваются при помощи свободных лицензий. Автором идеи СПО принято считать Ричарда Столлмана, который в 1983 году обосновал необходимость наделить пользователей определенной свободой. В 1985 году Столлман основал Фонд свободного программного обеспечения, чтобы обеспечить организационную структуру для продвижения своей идеи. Возможность исправления ошибок и улучшения программ — самая важная особенность свободного и открытого программного обеспечения, что просто невозможно для пользователей закрытых частных программ даже при обнаружении в них ошибок и дефектов, количество которых, как правило, неизвестно никому [12]. Столлманом были сформулированы принципы свободного программного обеспечения, которые определяют спектр прав, которые авторы свободных программ передают пользователям. Принципы Столлмана заключаются в следующем:

    • "нулевая свобода" — программу можно свободно использовать независимо от цели использования
    • "первая свобода" — программу можно изучать и адаптировать её для своих целей при условии доступности исходного текста программы
    • "вторая свобода" — можно свободно распространять копии программы
    • "третья свобода" — программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию при условии доступности исходного текста программы и возможность внесения в него модификаций и исправлений.

    Только удовлетворяющая всем четырём перечисленным принципам программа может считаться свободной программой, то есть гарантированно открытой и доступной для модернизации и исправления ошибок и дефектов, и не имеющей ограничений на использование и распространение. Нужно подчеркнуть, что эти принципы оговаривают только доступность исходных текстов программ для всеобщего использования, критики и улучшения, и права пользователя, получившего исполнимый или исходный код программы, но никак не оговаривают связанные с распространением программ денежные отношения, в том числе не предполагают и бесплатности. СПО вполне можно распространять на платной основе, однако соблюдая при этом критерии свободы: каждому пользователю предоставляется право получить исходные тексты программ без дополнительной платы (за исключением цены носителя), изменять их и распространять далее. Всякое программное обеспечение, пользователям которого не предоставляется такого права, является несвободным — "проприетарным" (от англ. proprietary) независимо от любых других условий.

    Открытый доступ к исходным текстам программ является ключевым признаком свободного ПО, поэтому предложенный несколько позднее Эриком Реймондом термин open source software (ПО с открытым исходным текстом) некоторым представляется даже более удачным для обозначения данного феномена.

    Отличие между движениями открытого ПО и свободного ПО заключается в основном в приоритетах. Сторонники термина "открытый ресурс" делают упор на эффективность открытых исходников как метода разработки, модернизации и сопровождения программ. Сторонники термина "свободный ресурс" считают, что именно права на свободное распространение, модификацию и изучение программ являются главным достоинством свободного открытого ПО.

    Программы с открытым исходным кодом, как правило, выпускаются под свободной лицензией.

    Ярким примером эффективности СПО служит история развития операционной системы Linux. В 1991 году Линус Торвальдс (Linus Torvalds), студент Хельсинского университета, разработал новую операционную систему Linux, производную от Unix и выложил ее в открытый доступ под открытым лицензионным соглашением GNU General Public License. Тем самым Торвальдс произвел настоящую революцию в сфере программного обеспечения. Множество людей по всему миру загрузили Linux и улучшали программу. В течение следующих трех лет Торвальдс получал модифицированные версии от других программистов, на основе которых в 1994 году выпустил Linux версии 1.0. Разработчики программного обеспечения, поддерживающие концепцию создания программ с открытым исходным кодом, полагают, что их программа станет со временем более полезной и избавится от многих ошибок, если разрешить редактирование исходного кода всем заинтересованным лицам. Однако отсутствие гарантии и технической поддержки вызывает проблемы в использовании программного обеспечения с открытым исходным кодом. Поддерживать такое программное обеспечение почти невозможно, поскольку лицензия этого программного обеспечения поощряет изменение и усовершенствование программ. Вот почему основанной в 1994 году компании Red Hat Software, создавшей "Официальный Red Hat Linux" ("Official Red Hat Linux") удается продавать свой продукт, в общем-то бесплатное программное обеспечение. Наиболее ценной особенностью, которую Red Hat добавляет к пакету программ, является наличие гарантии и технической поддержки. Для большинства предприятий обеспечение технической поддержки является ключевым фактором при принятии решения о покупке Linux вместо того, чтобы просто загрузить его бесплатно. Помимо Red Hat, некоторые другие компании также создали пакеты с Linux, предназначенные для продажи, причем такие пакеты обычно комплектуются дополнительным программным обеспечением. Кроме Linux, Mozilla (ядро браузера Netscape), Apache (Web-сервер), PERL (язык подготовки Web-сценариев) и PNG (формат графических файлов), существует еще множество примеров очень популярного программного обеспечения, которое базируется на использовании открытых исходных кодов.

    Свободная лицензия – лицензионный договор, в котором содержатся условия и разрешения пользователю от правообладателя на конкретный перечень способов использования его произведения.

    Свободная лицензия может содержать следующие виды деятельности для пользователя СПО:

    • использовать произведение в любых целях, изучать его (в случае с ПО требуется доступность исходников)
    • создавать и распространять копии произведения
    • вносить в произведение изменения
    • публиковать и распространять такие изменённые производные произведения (в случае ПО требуется доступность исходников и возможность внесения в них изменений).

    Без специальной лицензии вышеприведенные виды использования запрещены авторским правом.

    В ответ на возникшие проблемы появилось довольно большое количество свободных (публичных) лицензий (например, BSD в 1983 г., GNU в 1988 г.), которые широко используются в развитых странах и интегрированы в их законодательство, предназначены для компьютерных программ и технической документации.

    Лицензия GNU, сформулированная Столлманом, предоставляет пользователю права, являющиеся критериями свободной программы: получать исходные тексты программ, изменять их, распространять изменённые и неизменённые версии.

    Creative Commons

    Свободные лицензии для СПО не подходят для распространения электронного контента в сфере образования и науки [13]. Одной из наиболее совершенных правовых конструкций, позволяющих осуществлять простое, открытое, бесплатное, легальное и прозрачное распространение результатов интеллектуальной деятельности в упомянутых выше областях, является семейство лицензий Creative Commons (CC).

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic01.jpgПри обращении к ООР предполагается, что по определению авторы материалов готовы предоставить разрешение на их использование и переработку. Предоставление прав на интеллектуальную собственность третьим лицам и уведомление об этом регулируется лицензиями Creative Commons, некоммерческой организацией, созданной в 2001 г. для содействия распространению открытых лицензий. Организацией разработаны три редакции лицензий, с помощью которых авторы могут распространять свои произведения на определенных ими условиях, а потребителям контента – использовать их. В отличие от стандартных условий копирайта "все права сохранены" лицензии Creative Commons позволяют правообладателям определить, какие права они хотели бы оставить за собой, а от каких отказываются.

    По сравнению с открытыми лицензиями для ПО (например, GNU GPL), лицензии Creative Commons более удобны для фотографий, рисунков, коротких текстов и т.п., так как они не требуют распространения вместе с произведением сопроводительного текста с условиями лицензии, достаточно указать буквенный код из базовых элементов.

    Для лицензий Creative Commons версия 3.0 условия лицензии прописаны в названиях элементов (например, лицензия по которой можно использовать произведение в некоммерческих целях при условии указания авторства так и называется — "Attribution — Non-Commercial"). Условия лицензии складываются из комбинации "элементов лицензии", каждый из которых имеет своё графическое обозначение.

    Attribution (BY) – С указанием авторства

    Разрешает копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и перерабатывать произведение, защищенное авторскими правами, при условии указания автора произведения

    Noncommercial (NC) – Некоммерческое использование

    Разрешает копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и перерабатывать в некоммерческих целях. Запрещается использование произведения в целях извлечения прибыли

    No Derivative Works (ND) - Без права переработки

    Разрешает копировать, распространять, воспроизводить и исполнять только неизмененные копии

    Share-alike (SA) – С сохранением условий

    Производные работы обязательно должны распространяться на условиях такой же лицензии, как и у оригинального произведения

    На основе комбинации этих элементов формируются лицензии Creative Commons 3.0:

     

     

     

    Права использования

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic02.jpghttp://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic04.jpg

    СС BY-ND

    Разрешение свободного доступа к материалам без права внесения в них каких-либо изменений при условии указания автора

     

    СС0

    Передача ресурса в открытый доступ, отказ от всех авторских прав

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic02.jpg

    CC BY

    Разрешение любых изменений при условии ссылки на источник

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic02.jpghttp://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic03.jpg

    CC BY-NC

    Разрешение любых изменений при условии ссылки на источник и только в некоммерческих целях

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic02.jpghttp://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic03.jpghttp://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic05.jpg

    CC BY-NC- SA

    Разрешение любых изменений и использования материала в некоммерческих целях; обязательны указание имени автора и лицензирование производных работ на условиях такой же лицензии, как и у оригинального произведения

    http://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic02.jpghttp://www.intuit.ru/EDI/03_07_16_11/1467497999-28211/tutorial/1212/objects/2/files/02_pic05.jpg

    CC BY-SA

    Разрешение любых изменений и использования материала, в том числе в коммерческих целях; обязательны указание имени автора и лицензирование производных работ на условиях такой же лицензии, как и у оригинального произведения

    На сайте http://creativecommons.ru/choose предоставлена пользователям возможность самостоятельно сформировать нужный формат лицензии Creative Commons. Рис 2.1.

    Выбор лицензии Creative Commons 3.0

    Рис. 2.1. Выбор лицензии Creative Commons 3.0

    За десятилетие существования "Creative Commons" лицензии CC приобрели широкую популярность во многих странах мира. В 2011 году в мире насчитывалось уже свыше 580 миллионов произведений, распространяемых на условиях лицензий Creative Commons. Благодаря всемирному движению, организованному Creative Commons, лицензии СС адаптированы к законодательству 55 стран мира и еще в ряде стран начат процесс адаптации [11].

    Перспективы дальнейшего развития "Creative Commons" рассмотрены на Глобальном саммите Creative Commons, состоявшемся 16-18 сентября 2011 года в Варшаве и прошедшем под девизом "Создавая открытое будущее". В ходе Саммита были рассмотрены последние события в мировом движении СС, освещены проекты, реализуемые партнерскими организациями, проведены дискуссии по широкому спектру вопросов, включая стратегические направления развития Creative Commons и разработку новой универсальной версии лицензий СС 4.0.

    2.2. Практика применения Creative Commons

    Несмотря на широкое распространение Creative Commons во Всемирной паутине, некоторые правовые вопросы, связанные с ее использованием остаются открытыми. Исследования по данной тематике успешно проводит Институт развития информационного общества [11].

    Как мы уже отмечали, правообладатель может распоряжаться принадлежащими ему правами любым не запрещенным законом способом, и одним из таких способов является лицензионный договор. В связи с отсутствием опыта применения в РК рассмотрим требования российского законодательства к лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений и объектов смежного права и их соответствие данным требованиям лицензии СС.

    Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одно из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Эксперты [11] отмечают, что в соответствии с российским законодательством по лицензионному договору, одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

    Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

    В целом лицензии СС содержат условия о способах использования результатов интеллектуальной деятельности, как показано выше.

    Лицензии Creative Commons применяются тремя крупнейшими высшими учебными заведениями России. С 2005 года Московский государственный институт международных отношений распространяет материалы, размещенные на веб-сайте http://www.mgimo.ru, по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.5, требующей указания авторства и запрещающей коммерческое использование опубликованных произведений или работ, созданных с их использованием.

    Портал кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (http://www.convergencelab.ru) публикует материалы на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported, разрешающей использовать их с указанием авторства и ссылкой на автора.

    Все материалы корпоративного портала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (http://www.hse.ru) могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в Сети или на любых иных носителях в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution – ShareAlike 3.0 Unported (СС BY-SA).

    Под лицензиями Creative Commons также размещаются материалы на веб-сайтах, связанных с разработкой и использованием свободного программного обеспечения:

    • Московская группа пользователей Linux (http://wiki.mlug.ru/index.php) размещает материалы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 (СС BY-SA).
    • Команда Mozilla Россия (http://mozilla-russia.org) размещает материалы с использованием лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5 (CC BY-NC-SA).
    • Открытый корпус русского языка OpenCorpora (http://www.opencorpora.org) – веб-сайт проекта содержит информацию, размещаемую на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution (CC BY). Цель проекта – создание морфологически, синтаксически и семантически размеченного корпуса текстов на русском языке, в полном объеме доступного для исследователей и редактируемого пользователями.

    С более подробным перечнем российских веб-ресурсов, использующих лицензию Creative Commons, можно ознакомиться на веб-сайте http://www.creativecommons.ru.

     

    3 ООР и открытые учебные курсы

    3.1 Особенности электронных учебных курсов

    Непрерывное обучение определяет необходимость усиления внимания к тем его формам и моделям, которые выходят за пределы традиционных образовательных систем. Условием качества и эффективности образования становится создание методик и сценариев обучения, направленных не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся для получения знаний. Наряду с привычными моделями обучения традиционной, электронной, смешанной, дистанционной существует открытая модель. Ее основным отличием от перечисленных моделей является то, что после изучения материала не проводится проверка знаний, полученных обучающимся. Обучающийся получает знания для себя, факт обучения не подтверждается сертификатами и аттестатами с оценками. Открытые образовательные ресурсы имеют большой потенциал для обучения в глобальной сети Интернет, предоставляя большое количество готовых электронных учебных курсов и ресурсов для самообучения и развития.

    Участники образовательного процесса с использованием ООР

    ТарГУ 2016. Все права на дизайн и разработку принадлежат ОДО и ОР ТарГУ. Разработчик Манапбаев М.Д.